Женская красота под натиском цивилизации

Давно замечено: как только человечество впадает в непомерную гордыню цивилизованности, оно глумится над естественностью в меру этой самой своей цивилизованности. И, прежде всего, конечно, под удар попадает женская красота. Но, к счастью, периодически пресыщаясь нежизнеспособными химерами, люди вновь и вновь возвращаются к чистому источнику Природы — до тех пор, пока его вновь не замутит какой-нибудь умник-эстет.
Женская красота под натиском цивилизации

Коротышка Афродита

Древний Египет времен упадочных настроений слабого правления 18-й династии сделал культовым изображение жрицы Раннаи — тонкой, с неестественно вытянутыми формами. А вот жизнелюбивый период Нового царства оставил в назидание неразумным скульптуру Туйи (вполне себе с округлыми формами).
Округлые формы греческих статуй не оставляют сомнения в отсутствии извращенцев среди греческих ваятелей и благополучии эллинской культуры. Приведем параметры знаменитой богини Афродиты, ставшей первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве: рост — 164 см, грудь — 92 см, талия — 68 см, бедра — 102 см. Пример той самой разумной и целесообразной “красоты без прихотливости”, которую так почитал мудрый афинский стратег Перикл.
У древних римлян считалась красивой широкобедрая женщина с покатыми плечами — добиваясь круглой линии плеч, их туго бинтовали с детства. Величавые, крупные римлянки именно сложением отличались от своих рабынь, которые, хуже питаясь с детства, были меньше и мельче. Пока эти идеалы господствовали в обществе, Рим правил миром.
Что случилось вскоре после воцарения моды на все изящное и утонченное, в том числе на узкие бедра и впалый живот, “не испорченный” беременностями, мы тоже помним: Рим пал. Ибо игривые сластолюбцы, утомленные изысканными наслаждениями, были неспособны защитить свои идеалы. Эпоха варварских королевств привнесла еще один “круглый” пунктик в античное представление о женской прелести. Кроме объемных бедер, красавице следовало иметь мощный бюст.
Великая советская актриса Фаина Раневская была очень упитанной дамой. Когда у нее лопнула юбка на самом видном месте, она произнесла: “Даже юбка не выдержала натиска красоты”. Потом добавила: “Не бывает полных женщин — бывает только тесная одежда!”.

А груди-то нет

Женская красота под натиском цивилизации
Царица Феодора понимала, что красота — верная гарантия ее могущества. Поэтому много внимания и заботы она уделяла своей внешности.
Почему гречанки и римлянки предпочитали небольшую грудь, заботясь об этом с детства (грудь девочкам туго бинтовали, чтобы препятствовать росту) — это ясно. Большая грудь не давала возможности красиво и ровно располагать драпировки античных несшитых одежд. Кроме того, она с возрастом некрасиво отвисала. И для кормления детей даже в скромном античном хозяйстве были рабыни. Новые реалии позволяли людям надеяться только на себя. И образ многодетной матери-кормилицы вызывал у энергичных и совсем не утонченных мужчин пылкие страсти.
Пока византийцы гордились тем, что они наследники великого Рима и относились к женской красоте соответствующе, Византия задавала тон в средневековой Европе. Пышнотелая Феодора, бывшая куртизанка, ставшая императрицей, представала на официальных церемониях прекрасной, как древняя богиня, с волосами, выкрашенными в голубой цвет и посыпанными золотой пудрой, и в одеждах, обрисовывающих ноги, “подобные мощным колоннам” — отмечал летописец. Как только гордые наследники Рима, воспарившие духом, преисполнились презрения к “жирной плоти” (к круглым формам) и спрятали высушенные тела свои в бесформенные одежды, они, в пух и прах обанкротившись, последовали за римлянами.
Увы, Западной Европе не пошел впрок урок Византии. И общество весело двигалось к развитию духовных идеалов, которые ну никак не удавалось примирить с бренной плотью. К XIV-XV векам готические идеалы женской красоты стали настолько странными, что это ставило под угрозу продолжение рода человеческого. Стоит, однако, отметить, что общество было тогда увлечено красотой чудовищного — полотна Босха, химеры на соборах и прочие ужасы вызывали повышенный интерес. Этим, наверное, и объясняются странные предпочтения эстетов Позднего Средневековья.
Pages: 1 2

Оцените статью
Добавить комментарий